Корреспонденция счетов!

26.01.2012

Корреспонденция счетов:

 

Гражданско-правовые отношения

Организация, осуществляющая полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а также дальнейшее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является рекламопроизводителем и рекламораспространителем в одном лице (п. п. 6, 7 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").

В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ социальной рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления (п. 1 ст. 10 Федерального закона N 38-ФЗ).

Бухгалтерский учет

Расходы организации, связанные с оказанием услуг по бесплатному размещению социальной рекламы (стоимость материалов, амортизация, заработная плата, начисленные на нее страховые взносы и т.д.), относятся к прочим расходам и отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", в корреспонденции с кредитом счетов учета расчетов по оплате труда, материалов и др. (п. п. 11, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Для отражения сумм "входного" НДС, предъявленного организации контрагентами, используется счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностями". Принятие НДС к вычету отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 19 (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

В общем случае оказание услуг на безвозмездной основе признается объектом налогообложения по НДС (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

Согласно пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по безвозмездному оказанию услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы, в соответствии с законодательством РФ о рекламе, не подлежат налогообложению НДС при условии соблюдения одного из требований к социальной рекламе, перечисленных в абз. 3 - 6 пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации исходим из предположения, что указанные требования к социальной рекламе соблюдены и данная операция НДС не облагается.

Поскольку доля совокупных расходов на оказание услуг по размещению социальной рекламы за I квартал не превышает 5% от общей величины совокупных расходов на производство и размещение рекламы в указанном квартале, организация вправе принять к вычету всю сумму "входного" НДС, предъявленного ей контрагентами в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ (абз. 9 п. 4 ст. 170, ст. 163 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

С 01.01.2012 организации вправе учитывать в составе расходов для целей налогообложения прибыли затраты, связанные с безвозмездным оказанием услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе, при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ (пп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ, пп. 6 п. 5 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности").

Расходы, связанные с оказанием услуг, принимаются с учетом требований ст. ст. 318, 319 НК РФ.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации организация вправе учесть в текущем отчетном (налоговом) периоде всю сумму расходов, связанных с изготовлением и размещением социальной рекламы, в размере 45 000 руб. (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Затраты на изготовление и размещение социальной рекламы отнесены в состав прочих расходов 91-2 10, 70, 69, 02 и др. 45 000 Требование-накладная, Расчетно-платежная ведомость, Бухгалтерская справка-расчет

 


Нормы, установленные пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ, вступили в силу с 01.10.2011 (пп. "б" п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона N 235- ФЗ).

Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ организация вправе отказаться от освобождения от налогообложения НДС указанных операций, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого организация намерена отказаться от освобождения или приостановить его использование.

2012-02-01 Н.Э.Адамушкин
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ситуация:

Как отразить в учете российской организации (арендатора) расходы на аренду недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Беларусь и принадлежащего белорусской компании (арендодателю)?

Сумма арендной платы в месяц составляет 48 000 руб. (в том числе НДС, предъявленный арендодателем в соответствии с законодательством Республики Беларусь, 8000 руб.). Оплата производится ежемесячно в месяце, следующем за месяцем начисления арендной платы.

Корреспонденция счетов:

 

Бухгалтерский учет

Расходы в виде арендной платы (с учетом НДС, предъявленного белорусской компанией) признаются расходами по обычным видам деятельности на последнее число месяца, за который начисляется данная арендная плата, в размере, установленном договором (п. п. 5, 6, 6.1, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Данная операция отражается в учете организации записью по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Российская Федерация и Республика Беларусь являются государствами - участниками Таможенного союза.

Поскольку услуги по сдаче в аренду недвижимого имущества оказываются белорусской компанией, при определении места реализации данных услуг организации следует руководствоваться Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (ст. 7 Налогового кодекса РФ, ст. 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе").

В данном случае недвижимое имущество находится на территории Республики Беларусь и, следовательно, местом реализации услуг по сдаче данного имущества в аренду также является территория указанного государства (пп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола).

Таким образом, услуги, оказываемые белорусской компанией, облагаются НДС в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и российская организация не признается в рассматриваемой ситуации налоговым агентом (ст. 2 Протокола).

При этом суммы НДС, предъявленные белорусской компанией, вычетам не подлежат (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

По нашему мнению, стоимость аренды (включая сумму НДС, предъявленную белорусским арендодателем) можно учесть в составе расходов для целей налогообложения прибыли, если данные расходы обусловлены ведением деятельности, направленной на получение дохода, и документально подтверждены (пп. 10, 49 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ).

При этом следует отметить, что в Письмах Минфина России нет единообразия по вопросу возможности учета в составе расходов суммы НДС, уплаченного в соответствии с законодательством иностранного государства.

Так, в некоторых Письмах Минфина России указано, что данные суммы могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (см., например, Письма от 25.05.2009 N 03-03-06/2/106, от 14.02.2008 N 03-03-06/4/8, от 09.02.2007 N 03-03-06/1/74, от 04.04.2005 N 03-03-01-04/1/148).

Однако в более поздних Письмах Минфина России высказана иная точка зрения, согласно которой суммы налогов, уплаченных в соответствии с законодательством иностранного государства на его территории или иностранному контрагенту, не признаются расходами для целей налогообложения прибыли (Письма от 28.04.2010 N 03-03-06/1/303, от 06.10.2009 N 03-03-06/1/644, от 16.12.2009 N 03-03-06/1/813).

Судебная практика по данному вопросу на стороне организации (Постановление ФАС Центрального округа от 13.10.2011 по делу N А62-439/2011).

В данной схеме исходим из предположения, что организация приняла решение учесть в расходах сумму НДС, предъявленную белорусской компанией.

В таком случае арендная плата (включая сумму НДС, предъявленную белорусским арендодателем) признается в составе расходов по мере ее начисления на последнее число соответствующего месяца (пп. 3 п. 7 ст. 272, пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
На последнее число текущего месяца
Сумма ежемесячной арендной платы (с учетом суммы НДС, предъявленного белорусской компанией) отражена в составе расходов по обычным видам деятельности 20 (44 и др.) 60 48 000 Договор аренды, Счет за аренду
На дату оплаты аренды
Перечислена арендная плата за соответствующий месяц 60 51

Корреспонденция счетов!

Корреспонденция счетов:

 

Гражданско-правовые отношения

Организация, осуществляющая полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а также дальнейшее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является рекламопроизводителем и рекламораспространителем в одном лице (п. п. 6, 7 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").

В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ социальной рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления (п. 1 ст. 10 Федерального закона N 38-ФЗ).

Бухгалтерский учет

Расходы организации, связанные с оказанием услуг по бесплатному размещению социальной рекламы (стоимость материалов, амортизация, заработная плата, начисленные на нее страховые взносы и т.д.), относятся к прочим расходам и отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", в корреспонденции с кредитом счетов учета расчетов по оплате труда, материалов и др. (п. п. 11, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Для отражения сумм "входного" НДС, предъявленного организации контрагентами, используется счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностями". Принятие НДС к вычету отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и кредиту счета 19 (Инструкция по применению Плана счетов).

статистика